Мир для Людей
Это повесть не о богах, идолах или крутых современных и авторитетных индивидуумах (особях)– это повесть о людях, о простыхлюдях. И еще о том, что у людей этих больше не осталось места для жизни в этом мире. И куда бы они ни бежали, их настигают и уничтожают. Идёт охота на людей, на их жизнь.
Давайте попробует немного углубиться и понять на гранях человеческого характера, что же такое происходит,
Ну что, вперёд! Пора сворачивать с «автострады Хельсинки-Санкт-Петербург, совсем немного, километров эдак четыреста на северо-восток».
Поехали!
Грань — Шаблонность
Мышление в ограниченных рамках
Каким образом люди создают то или иное мнение об одном или другом человеке? Чем руководствуются? Слухами? Чьими-то домыслами? А может быть иногда в помощь к чьим-то еще и свои домыслы добавляются? Основываясь на каких-то "авторитетных” мнениях особых "специалистов”? Как вообще люди создают мнения? На основе чего, какого такого анализа?
Если мы обратимся к словарям, то узнаем следующее:
«Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.МНЕНИЕ
В основном – точка зрения, которой придерживаются и которую выражают в виде гипотезы. Этот термин употребляется с коннотациями, что этого мнения придерживаются осознанно и оно основано, по крайней мере, на некоторых фактах или данных. Эти аспекты помогают различать мнение и убеждение, где добавляется эмоциональный компонент, и установки (особенно 4) – термин, который имеет намного более широкий диапазон семантических значений. Чтобы оценить эти различия, обратите внимание, что имеются опросы мнения, но нет опросов убеждений или опросов установок; для того, чтобы должным образом оценить убеждения и установки, требуются более сложные и интенсивные приемы.»
«Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
МНЕНИЕ
(англ. belief) - описание проблем или явлений, предложенное как возможное, причем его доказательность для других в рамках принятых норм (для знания) отсутствует или не считается исчерпывающей. (Б. Н. Еникеев.)»
«Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения. — СПб., 2003, глоссарий по книге.
Мнение — словесное выражение убеждений или установок.»«Малый академический словарь
МНЕ́НИЕ, -я, ср. Суждение, выражающее оценку кого-, чего-л., отношение к кому-, чему-л., взгляд на кого-, что-л. Общественное мнение. Предвзятое мнение. Борьба мнений. □ Испуганная его отчаянием матушка --- старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости 280 людского мнения. Пушкин, Капитанская дочка. Невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Л. Толстой, Война и мир. || Официальное заключение, решение. Мнение суда. Запросить мнение комиссии.»
И что же у нас получается: человек смотрит на мир, анализирует увиденное и выдаёт некий результат в виде мнения. Но так ли это происходит в действительности? Здесь, когда мы это обсуждаем и пытаемся понять детально, то обстановку можно сравнить в какой-то степенислабораторной. А так ли всё обстоит на практике, в реальной жизни, вне «лаборатории»?
Ведь в реальной жизнидо самого анализа и обраиботки получаемых данных дело даже и не доходит. В реальной жизни чаще всего люди действуют шаблонами, примерно по следующей схеме:
— личностью было увидено событие;
— считывается только первая часть информационного потока, моментально сверяя его с ранее принятыми вердиктами;
— как только схожесть найдена — вердикт вынесен — «родилось мнение».
Тут меня могут остановить, спросив — «Ёлы-палы, чувак, ну ты загрузил, ты чё? Как это ваще связано с Каляй-валяй и горячим финским парнем?»
Благодарю за вопрос! Очень хороший, кстати.
Так как это всё связано с повестью Каалле-Ваалла-Валла?
«Трудно сказать почему, но Пукко очень не любили соседи, особенно те, с которыми он никогда в жизни не виделся. Именно эти соседи активнее и вдохновеннее всего отговаривали Николая от покупки у Пукко Каккинена небольшого пятиэтажного коттеджа с двумя подземными гаражами, теннисным кортом, баскетбольной площадкой, зимним бассейном и футбольным полем, стоящего на удаленном, труднодоступном с российской стороны хуторе с трогательным названием Каалле, отзывающимся в душе каждого русского человека, бередящим далекую память, тоскующим по горным вершинам и хрустальному воздуху, эхом. Соседи, все как один, отказывались вслух называть причину своей нелюбви к Пукко Каккинену, закатывая многозначительно глаза, озираясь и прикладывая палец ко рту! Некоторые из них соглашались написать пару-другую, проливающих тусклый свет, намеков на бумаге, но, к сожалению, Николай знал очень плохо только устный финский, а письменный не знал совсем.»
Ох уж этот Пукко. И уж точно, любой новый сосед тоже мгновенно начинал его не любить.
Да и читатель наверняка прислушается (или нет?) к мнению соседей и тоже горячо начнёт не любить Пукко. А потом, как вообще можно любить человека с таким именем (для русского, и не только, слуха). С таким именем человек однозначно не может быть нормальным!..
Всё. Вердикт вынесен. Мнение создано.
«Соседи, все как один, отказывались вслух называть причину своей нелюбви»
А вообще, как часто кто-нибудь слышал, как кто-то признаётся в собственной тупоголовости?
Представляете, как было бы замечательно, если бы соседка Пукко на вопрос "А почему Вам не нравится сосед?” ответила бы: «Да тупая я! Ну, не могу осмыслить и понять его. Ну, мозг закостенелый, не способен анализировать. Он мне не нравится и раздражает меня, так как я не способна определить и понять его. Ну тупая я. Чё поделать-то. Да и не хочу другой быть. Мне и так удобно. Тепло. Уютно».
Представляете, как было бы здорово!..
Но, так уж выходит, что те, кто в своём сознании туманен и не определён, будут всеми силами кричать обратное, доказывая с пеной у рта свою правоту (или левоту…)
И, к сожалению, мы живём в мире, в котором изначально нас учат как сделать так, чтобы не мыслить. Отсюда и вырабатываются рефлексы шаблонного мышления когда завидев определённые «элементы» личность моментально подставляет готовый шаблон, — и ву-а-ля! Думать даже не надо! Результат готов!
Вот именно такой результат шаблонного мышления и показал Дмитрий Огма.
Или вот еще:
«Покупка едва не сорвалась, после того, как Николай, крайне неосмотрительно, не похвалил во второй раз отменное состояние высокой, в пояс, травы, густым, безмятежным, изумрудным ковром застилающую футбольное поле на котором полосатыми маяками стояли ворота с железной сеткой искусно сплетенной из поблескивающей на солнце нержавеющей колючей проволоки. В таком же удивительном, требующем двойного, а иной раз и тройного восхваления, состоянии были и остальные объекты, продаваемые Пукко вместе с хутором и старым, двухмоторным двадцатипяти метровым катером на подводных крыльях, стоящем на берегу пересохшей речки в пяти километрах от дороги размытой весенними дождями с небольшими, живописными заболоченными участками, покрытыми изумрудными кочками на которых зрела, под скупыми лучами редкого карельского солнца, крупная, россыпью клюква».
Прямо упадок какой-то.
Вроде бы, как-то даже не укладывается, что-то не так..
«—Разруха, Филипп Филиппович!»
Таки разруха?!...
Проникая в окрестности Ваалла и проникаясь ими, читатель, вместе с Николаем, шаг за шагом познаёт этот мир. И только впоследствии становится ясно, что мы находимся в таком месте, где всё определено — где всё находится на своём месте — там, где и должно быть.
Автор, после вступления даёт очень краткое описание Пукко:
«..Пукко – усердный, рачительный хозяин..»
Там же, после вступления, идёт и описания Ваалла, где всё находится под контролём и в полном порядке — как и должно быть у людей.
«... всё в Ваалла источало особую ауру от трудолюбивых, заботливых, нежных женских рук».
И стоило только не зациклиться на вступлении, не потерять контроль над своим мышлением, а продолжить дальше погружаться в окрестности Ваалла, и перед нами открывается неимоверно живой, человеческий мир.
А как же быть с шаблонным восприятием людей по внешним признакам?
Даже Николай размышлял над этим вопросом, разглядывая «деревенского уваленя». Ведь что-то не стыковывалось в том восприятии, к которому приучили Николая. Не смотря на то, что он писатель, и должен, по-возможности, открыто смотреть на мир, тоже срабатывал самый обычный общепринятый рефлекс штампования. Ну а как иначе?Пукко ведь работяга. Прост на лицо. Огромен в теле. Крупен и силён.
Деревенщина, одним словом! Куда ему до развитого сознания современных молодых горожан?!
Так-то оно так, — да не так! За всей этой человеческой «простотой», которая зачастую воспринимается как некая «слабость», некое «незнание», «неумение» обходится в этой жизни, есть чёткое осознания себя и своей роли в этой жизни.
«— Не-е! Не поеду! Мне в Финляндия хорошо! Если все поедут в Америку, кто будет жить в Финляндия?
…..
— Слушай, Пукко! Зачем тебе нужны все эти коровы?! Всё это хозяйство, заботы? Ты ведь состоятельный человек….
— Очень нужно,— пожал плечами Пукко.— Не знаю зачем, не думал пока. Просто нужно– и всё! Просто [я] так живу. Если все будут думать: "зачем нужны коровы?"— кто тогда будет делать масло, сыр в Финляндия?»
Ведь современное общество, живёт по законам крикливости, претендующей на какое-то жизненное понимание, но по сути обладающей только пустотой и нескончаемо-слащавым желанием усилить ощущение удовольствия. И согласно этим законам, те, кто не живёт законами китча не смыслит в жизни.
«Прогрессивный человекдолжен прогрессивно мыслить»,— этим девизом оперирует сегодня большинство масс во многих социумах, как на западе, так и в странах бывшего СССР. И под «прогрессивностью», конечно же, подразумевается некое выворото-мыслие, если и граничащее, то только с безумием.
В Пукко Каккинене, «который очень любит жить в Финляндии», этого всего нет. И не может быть. Так как Пукко Каккинен живой человек. Ему не нужно жить и заполнять жизнь искусственным смыслом. Он ведь не сошёл с ума. Вокруг земля родная, близкие люди, красота неимоверная … Зачем это всё заполнять чем-то искусственным пытаясь найти какой-то там «смысл жизни», когда вокруг него уже жизнь? Когда он уже живёт и своими действиями заполняет всё вокруг смыслом!
«В нем, в Пукко Каккинене, уживались, никак непонятным Николаю образом, совершенно противоречивые, казалось, свойства личности, характера. Эта тактичность, например! Внешне вроде бы грубоватый, прямолинейный Пукко обладал наредкость тонкой, изысканной тактичностью, всегда чувствуя действительно щекотливый или неприятный для собеседника момент, умея его с легкостью обойти. Внешне вроде бы простецкий, деревенский увалень, Пукко Каккинен вдруг обнаруживал самые благородные манеры, истинную аристократичность, благородную отточенность жестов и фраз».
И всё же, вместе со всем своим спокойствием, умениями, осознанием, Пукко остаётся обычным человеком, в котором есть и свои слабости и не «отработанные места». И это будет тоже штампом, если говоря о нём, описать его как ангела небесного. Нет. Пукко — человек. Он живёт на земле. И в нём есть земные противоречия и тяги, тянущие вниз. Просто он не идёт у них на поводу. Хотя, иногда одолевают и человеческие слабости, как в следующем моменте:
«— Я возьму эти лавки! — выпалил Николай растерявшемуся Пукко!
— З-зачем тебе? — замямлил тот, — у тебя дров на пять зим, там, хватит!
— Тебе помогу, место расчистить! — живо откликнулся Николай приноравливаясь к лавкам.
Пукко стало дурно! Здравый, практичный его ум вступил в жестокое противоречие с природной, глубокой, никогда еще не подводившей Пукко интуицией! Дышать стало трудно, все клокотало внутри от бесноватой борьбы, глаза лезли прочь из глазниц, в голове с чудовищной скоростью проносились, на мгновенье озаряя все округ, мысли и догадки которые Пукко никак не мог ухватить за скользкие, лучистые хвосты!»
Так что и Пукко есть еще над чем подумать ; ).
Пукко, Пукко, Пукко – один только Пукко! Что же это такое….
Завершая данную грань, хочется поговорить и о других героях повести, тем более, мне как мужчине, особенно чутко воспринялось, описание героини повести. Так что, хватит говорить о «деревенском увалене»! ; )
«Наверное, она была нарядно одета, сообразно соображениям местной моды. Волосы её растрепались, лицо раскраснелось. Поверх лёгкого ситцевого, цветастого платьица была, как бы небрежно, накинута малиновая, грубой вязки кофта. На ногах были надеты жёлтые резиновые сапоги с ярко сиими полосками по верху».
Вот, фраза выше. Ну что это, если не шаблонное восприятие человека? Обычная штамповка. Подобной штамповкой пользуются большинство людейсегодня.
Бытует даже такое мнение у психологов:
«Встречают по одёжке» – это так. Первое впечатление, как считают психологи, на 93 % зависит от того, как вы выглядите.
93 % впечатления состоят на 55 % из причёски, одежды, макияжа, аксессуаров, маникюра и на 38 % – из манеры поведения, мимики, жестов. Как это ни печально, но всего лишь 7 % внимания уходит на анализ вашей речи при первой встрече!
В общем, оказывается, не модные люди живут в усадьбе Валла: без аксессуаров, без поставленных имиджмейкерами жестов, мимики, манер поведения, без наколок на лбу, без колец в языках, ноздрях, бровях и мозгу, — странные даже немного…(Может инопланетные какие?.. Или всё же земляне? ; )).
И даже здесь всё становится ясно, что человек — это не одежда, не цвет ногтей, не цвет обуви, не цвет перекрашенных волос. Человека делает его внутренняя составная, его путь. И Кетлин, ей не надо быть кем-то. Ей не надо подражать кому-то. Ей не надо походить на кого-то, копировать. Ей не требуется создавать внешние штампы, с целью обмануть (предать) себя, а потом и других. Кетлин излучает красоту изнутри. Это особая красота, тихая. Неспроста автора в самом начале дал описание сёстрам:
«…с очень красивыми, тонкого кроя лицами и темно-голубыми омутами глаз, в которые хотелось нырнуть без оглядки и акваланга, чтобы наверняка, непременно утонуть, и покоиться где-нибудь у самого дна, не всплывая».
Хочется также отметить, что повесть прямо пронизана красотой, именно той красотой в которую очень хочется «нырнуть без оглядки и акваланга, чтобы наверняка, непременно утонуть, и покоиться где-нибудь у самого дна, не всплывая».
Но, наверное, цитировать эту всю красоту и не стоит, так как придётся просто взять и скопировать, с первого и до последнего слова, всю повесть.
Завершить обзор данной грани хочется коротко и немногословно, цитируя Дмитрия Огма словами Пукко:
Грань — Предательство
Почему Николай оказался на земле людей? Случаен ли был его переезд, или всё же его что-то не устраивало в том мире, от которого он бежал?
Продал, что было у него, и уехал…
Как его встретили на земле людей? Как его встретили на последнем кусочке земли для людей?
«Трудно сказать, что больше повлияло на решение Николая, толи активные отговоры соседей, толи интенсивная пальба из охотничьего ружья, которой встретил Николая Пукко Каккинен на подъезде к хутору Валла…»
Пукко защищал свою землю, защищал от любого чужака. Не позволял ни одной «тупой, наглой неандертальской роже» ступать на свою землю. Не позволял, потому что знал – если дать слабину, то всё что у него есть, будет разрушено, захвачено и использовано. Всё что он с таким трудом делал, все, чего добилась его семья, стоит ему только моргнуть, расслабиться и всего этого не станет вмиг. Пукко это понимал. Пукко это чувствовал внутри. Может он и не знал, как это объяснить, но понимал это он очень хорошо.
Именно поэтому Николая и не подпустили так сразу на землю людей. Именно поэтому так долго шли переговоры.
«После коротких, но жарких переговоров длившихся в течении трех с небольшим месяцев на нейтральной территории, которая представляя собой небольшой пятачок на повороте с государственной трассы к хутору Валла, Николай был допущен к осмотру продаваемого коттеджа».
Именно поэтому Пукко не мог просто так взять и продать (отдать) чужаку кусок своей земли.
«После жарких, непродолжительных торгов сопровождающихся стрельбой, заменой простреленных колес и короткими встречами на пятачке, Николаю все-таки удалось немного смягчить доброе сердце Пукко, в котором, казалось, намертво застыла огромная, с трудом поддающаяся оценке в валюте, любовь к родному краю».
Именно — «любовь к родному краю». Пукко бы не продал землю, ни за какие деньги «тупым, наглым неандертальским рожам», так как понимал, что это будет означать только одно — смерть его земле, смерть его семье и людям, которые живут на этой земле.
И опять-таки, может быть он, Пукко Каккиенен и не мог объяснить это, но он понимал, что позволив раз, второго раза уже не будет.
«Трудно было сказать, за что Пукко так любил своих сестер. Нет, безусловно, эти милые, тихие, добрые девушки, конечно же, заслуживали любви, не знающей границ и здравого смысла. Но Пукко Каккинен любил своих сестер так, что всякому только при одном упоминании о ней, об этой любви, начинали грезиться безлунная, дождливая ночь, силуэты кладбищенской ограды, и каменная плита с высеченным на ней собственным именем. Может быть поэтому, а может быть по какой-либо другой причине, но сестры Пукко Каккинена никогда не были замужем. И, по всей видимости, не собирались, по крайней мере, при жизни Пукко, густо насыщенной любовью, к родному краю и сестрам».
Именно поэтому и сестры-погодки семьи Каккиненых не были замужем.
«Но Пукко Каккинен любил своих сестер так, что всякому только при одном упоминании о ней, об этой любви, начинали грезиться безлунная, дождливая ночь, силуэты кладбищенской ограды, и каменная плита с высеченным на ней собственным именем».
Как же так тогда получается, что Николай не оказался в числе тех, кому «начали грезиться безлунная, дождливая ночь, силуэты кладбищенской ограды, и каменная плита с высеченным на ней собственным именем»?
Николай получил шанс.
Пукко и близко бы не подпустил ни к земле своей, ни к сёстрам, если не разглядел бы в Николае человека.
А ведь такой шанс выпадает в жизни людей ох как редко… Ох как редко!
Этот шанс — звезда удачи. И что же с этим шансом и с этой звездой удачи сделал Николай?
Он предал.
Сначала себя. А потом людей. И предательством своим поломал им жизнь. И жизнь их уже не будет такой как была. Он своим предательством наполнил их жизнь болью, разрухой и пустотой.
Как же так получается? Почему так получается, что Николай предал и себя и людей?
Что он такого сделал?
Ни-че-го.
Ответ — он ни-че-го не сделал.
« да все руки не доходили »
И в этом его главное предательство.
В этом его преступление — в безделье.
В безделье и лени, которое привело к его собственной смерти и боли людей.
Безделье и лень, которое разбило бездонную синючию глубину.
«мир треснул, звонко, муторно и разлетелся на мириады солнечных, изумрудных, радужных осколков обнажая бездонную, иссиня-черную пустоту теряющуюся в пустоте….»
И как ей, Кетлин теперь жить?
Как жить Пукко?
Как людям жить теперь?
Почему его, Николая надо было уговаривать спасть свою жизнь. Но ведь дело уже не только в его собственной жизни. С момента, когда он пересёк границу из своего мира, и оказался в мире людей, каждый его поступок, каждое действие уже касалось не только его, но и людей, с которыми он тесно связал, переплёл свою судьбу.
«— Это моя земля, — ответил Пукко, — Мне нужно чтобы все здесь было в порядке, правильно. Чтоб у мертвого была могила, а у живого хлеб!»
Ведь Пукко, не смотря на своего чёрта со жлобством, который сидел в нём, прекрасно понимал, что землю надо защищать. И чувствовал ответственность за тех (и живых и мёртвых), кто находится на его земле.
«Пукко спешно шел к дому Николая, он почувствовал что-то неладное сразу».
Именно, Пукко чувствовал. Он не мог не чувствовать, так как это его земля и его ответственность.
Почему же Николай тогда не чувствовал?
Почему Николая надо было уговаривать?
Почему Николай не искал возможностей для решения проблем, а просто поддался обстоятельствам?
Давайте посмотрим на следующий диалог, где Пукко ищет возможности для решения, а Николай всеми силами, пытается ускользнуть/уйти от решения существующей проблемы.
«— Возьми у меня автомат, или еще что-нибудь, помощнее,— предложил Пукко.
— Нет. Зачем? Они меня тут не тронут, побояться,— сказал Николай,— Да и не люблю я всего это оружия!
— Ну, тогда хоть дробовик возьми!
— Нет, не нужно! Как-нибудь обойдется,— улыбнулся Николай.
— Тогда в полицию заяви!
— У них вся наша полиция на прикорме!
— Не в вашу! В нашу заяви!
— А толку? Они от всего откажутся, если их поймают еще конечно…
— Пусть отказываются! Зато их больше в страну не пустят!
— У них сколько хочешь паспортов есть на всякие другие имена,— улыбнулся Николай,— И если уж захотят, то и других прислать могут, или заплатят местным пограничникам и напрямую, минуя ваших!
— Откуда других пришлют? Ты же сказал что у них банда маленькая?!
— Маленькая, это по нашим меркам, по российским!»
Николая приняли в этот мир. Николаю дали шанс. Но почему его надо уговаривать теперь решать его собственную проблему?
Но ведь связав свою судьбу с людьми, с любимой женщиной, это уже не его проблема…
Откуда такая безответственность в Николае?
Откуда вообще такая безответственность в людях?
И убили Николая не бандиты. И разрушили мир Кетлин тоже не бандиты. И боль в сердце Пукко тоже не бандиты поселили.
Безделье, слабоволие, лень, безответственность — вот они основные причины горя, которое произошло на человеческой земле.
И когда люди наконец-то поймут, что это не только их жизнь; поймут, что всё в этом мире взаимосвязано; поймут, что нравится это или нет, но проблемы решать надо; поймут, что только дело даёт очертание и определение вещам; поймут, что человеческие ценности надо защищать зубами, когтям, и вообще всем, чем только может защитить человек; поймут, что только дав отпор бездушному, безликому лютующему животному, можно выжить; поймут, что людям надо объединяться и жить вместе; — вот тогда может быть и появится Мир для Людей.
*********
Студент колледжа Champlain, города Saint-Lambert, Québec.
Никифор Комерер.